Вынужден обратиться к Вам по вопросу нарушения моих прав на охрану здоровья и получение доступной, качественной и своевременной медицинской помощи, несвоевременному обеспечению жизненно необходимым для меня лекарственным препаратом Брентуксимаб (Адцетрис) Департаментом охраны здоровья населения Кемеровской области и ГБУЗ Новокузнецкий клинический онкологический диспансер. Шестаков Вячеслав Александрович, 23. 07. 1990 года рождения, страдаю онкологическим заболеванием Лимфома Ходжкина (код по международной классификации болезней МКБ-10: C-81) с 2013 года, что подтверждается медицинской документацией (выписной эпикриз ФГБНУ «Национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук» г.
Томска от 14. 08. 2017). Установлена инвалидность 1 (первой) группы в связи с общим заболеванием, что подтверждается справкой Бюро медико-социальной экспертизы № 25 филиал ФКУ ГБ МСЭ по Кемеровской области серия МСЭ-2015 № 0415150от 26.
06. 2017
С февраля 2016 году болезнь начала прогрессировать, что проявилось в множественных метастазах в легких, увеличении лимфоузлов на шее, ухудшении состояния. Мне была назначена паллиативная химиотерапия (ПХТ), однако улучшение не наступило, болезнь продолжала прогрессировать. В связи с отсутствием положительных результатов в лечении, с целью подбора адекватной терапии. В декабре 2016 года самостоятельно обратился в ФГБНУ «Национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук» г.
Томска. После проведенных курсов ПХТ в мае, июне-июле, августе 2017 года мне рекомендовано продолжение терапии с использованием Брентуксимаба ведотина (торговое наименований Адцетрис) 150 мг на курс, до 8 курсов. В июле 2017 года консультировлся со специалистами ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П.
Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Протоколом консилиума кафедры гематологии, трансфузиологии и трансплантологии ФПО Клиники «НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Р. М.
Горбачевой» от 28. 07. 2017 года №1724 вынесено решение: учитывая рецидивирующий, резистентный характер заболевания, пациент – по жизненным показаниям нуждается в терапии брентуксимаб (Адцетрис) 1, 8 мг/кг (4 флакона на введение) один раз в 21 день с целью
подготовки к аллогенной трансплантации и посттрансплатационный период с целью
консолидации (всего планируется проведение 8 курсов терапии брентуксимабом
потребность 32 флакона). С целью обеспечения лекарственным препаратом Брентуксимаб (Адцетрис) своего
сына Шестакова В. А. В Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области
неоднократно обращалась Шибкая Лариса Юрьевна. В ответе Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области от
26. 06. 2017 № 017-3092 в обеспечении отказано, меня поставили в «Лист ожидания»
информационно-аналитической системы по оказанию ВМП. В ответе Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области от
05. 07. 2017 года №017-3092/2, /3, /4 сообщалось, что давался аргументированный ответ от
26. 06. 2017 года. С целью обеспечения лекарственным препаратом Брентуксимаб (Адцетрис) своего
сына Шестакова В. А. Шибкая Л. Ю.
Обращалась в Аппарат Президента Российской
Федерации, после чего ею был получен ответ из Министерства здравоохранения
Российской Федерации от 13. 07. 2017 года № 25-1/10/3063587-1912, в котором разъяснено,
что за счет средств счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской
Федерации осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами в
соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном
лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения в
соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам
врачей бесплатно. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30. 07. 1994 N 890″ О
государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении
обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и
изделиями медицинского назначения» определено, что больные, страдающие
онкологическими заболеваниями, обеспечиваются всеми лекарственными средствами по
рецептам врачей бесплатно. Согласно Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ» Об основах
охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ответственность за организацию
медицинской помощи и лекарственного обеспечения возложена на органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных
гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных
программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской
помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:
1) оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных
препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных
препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе
специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в
соответствии со стандартами медицинской помощи;
2) назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных
препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных
препаратов, — в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным
показаниям. С целью назначения препарата врачебной комиссий я обратился с заявлением от
04. 08. 2017 года входящий №1499 к главному врачу ГБУЗ Новокузнецкий клинический
онкологический диспансер Грицких Е. Ю. Несмотря на требования приказа Министерства здравоохранения Российской
Федерации от 5 мая 2012 года N 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности
врачебной комиссии медицинской организации» в устной, циничной форме, мне в
проведении врачебной комиссий отказано. Действия руководства ГБУЗ Новокузнецкий клинический онкологический
диспансер, Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области нарушают мои
конституционные и законные права на охрану здоровья и получение доступной,
качественной и своевременной медицинской помощи, препятствуют своевременному
обеспечению жизненно необходимым лекарственным препаратом Брентуксимаб (Адцетрис). Частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации предусмотрено право
каждого гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в
государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается
гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета страховых взносов и
других поступлений. Пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено,
что социальная защита отнесена к совместному ведению Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации. Установление конкретных способов и объемов такой
защиты, отнесено к компетенции законодателя. На основании п. 8 ст. 6.
1 Федерального закона от 17. 07. 1999 года №178-ФЗ « О
государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение
государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на
обеспечение необходимыми лекарственными препаратами. В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24. 11. 1995 года № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной
медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках
программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации
бесплатной медицинской помощи. В статье 2 названного Федерального закона дано понятие социальной защиты
инвалидов, как системы гарантированных государством экономических, правовых мер и
мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления,
замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание
им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. В силу ч. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной
Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, каждый человек имеет право на такой жизненный
уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное
обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его
самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни,
инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к
существованию по не зависящим от него обстоятельствам. По смыслу ст. 10 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106
Генеральной Ассамблеи ООН 13 декабря 2006 года и ратифицированной Российской
Федерацией Федеральным законом от 03 мая 2012 года № 46-ФЗ, государства-участники
вновь подтверждают неотъемлемое право каждого человека на жизнь и принимают все
необходимые меры для обеспечения его эффективного осуществления инвалидами
наравне с другими. Исходя из ст. 25 Конвенции о правах инвалидов, государства-участники признают,
что инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без
дискриминации по признаку инвалидности. Государства-участники принимают все
надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к услугам в сфере
здравоохранения, учитывающим гендерную специфику, в том числе к реабилитации по
состоянию здоровья. В частности, государства-участники предоставляют те услуги в
сфере здравоохранения, которые необходимы инвалидам непосредственно по причине их
инвалидности, включая раннюю диагностику, а в подходящих случаях — коррекцию и
услуги, призванные свести к минимуму и предотвратить дальнейшее возникновение
инвалидности, в том числе среди детей и пожилых; не допускают дискриминационного
отказа в здравоохранении или услугах в этой области. Согласно ст. 6 правила 2 Стандартных правил обеспечения равных возможностей
для инвалидов, принятых Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года,
государствам следует обеспечить, чтобы инвалиды имели доступ к любым видам
постоянного лечения и получали лекарственные препараты, которые могут им
потребоваться для поддержания или повышения уровня жизнедеятельности. Пунктом 24 части 2 статьи 26. 3 Федерального закона от 06. 10.
1999 года №184-
ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к
полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по
предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за
счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов
социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и
инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот,
социальной поддержки ветеранов труда и др., в том числе за счет предоставления
субвенций местным бюджетам и прямо относит к их числу вопросы, связанные с
лекарственным обеспечением лиц, страдающих онкологическими заболеваниями. Вместе с тем, согласно подпункту 21 пункта 2 статьи 26. 3 данного Федерального
закона в такого рода полномочия входит организация оказания медицинской помощи на
территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной
программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации
бесплатной медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в
федеральных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом
исполнительной власти). В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ» Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов
государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья
отнесены защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья, разработка,
утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-
эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация
обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также
участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения, разработка, утверждение и
реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания
гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу
обязательного медицинского страхования. Главой III Постановление Правительства РФ от 19 декабря 2016 г. № 1403 «О
Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской
помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» утвержден Перечень
заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется
бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется
бесплатно, в который включены «новообразования», к которым относится и
злокачественное новообразование Лимфома Ходжкина (код МКБ-10 — С-81, пункт 6
Постановления Правительства РФ от 01. 12. 2004 № 715 «Об утверждении перечня
социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для
окружающих»). За счет средств бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской
Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с
перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых
лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством
Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно (глава V
Постановления Правительства РФ от 19 декабря 2016 г. № 1403). Законом Кемеровской области от 28 декабря 2016 года № 109-ОЗ утверждена
Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам
медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (далее –
Территориальная программа). Главой III определен Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской
помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание
медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, в соответствии с которым
гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи при наличии у
него заболевания «новообразования». Главой V Территориальной программы определено, что за счет средств счет
бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется
обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и
категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и
медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации
отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Следовательно, я имею право на бесплатное обеспечение льготными
лекарственными препаратами по заболеванию «новообразования» и финансовое
лекарственного обеспечения должно осуществляться за счет средств Департамента
охраны здоровья населения Кемеровской области
На основании п. 1, п. 5 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-
ФЗ» Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская
помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской
помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми
медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и
специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий
стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной
комиссии. На основании п. 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ» Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», при оказании
медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного
оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных
гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за
счет личных средств граждан:
1) оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных
препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных
препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе
специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в
соответствии со стандартами медицинской помощи;
2) назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных
препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных
препаратов, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным
показаниям. Препарат Брентуксимаб (Адцетрис) не входит в перечень жизненно необходимых и
важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год
утвержденный распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2016 г. № 2885-р. В соответствии с действующим законодательством, Порядком назначения и
выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на
лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения
утвержденным приказом Минздрава России от 20. 12. 2012 № 1175н при наличии
медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям)
по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и
выписывание лекарственных препаратов: не входящих в стандарты медицинской помощи;
по торговым наименованиям. Решение врачебной комиссии медицинской организации
фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. На основании подпункта 3 пункта 34 приложения №1 вышеуказанного приказа,
назначение и выписывание лекарственных препаратов гражданам, имеющим право на
бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных
препаратов со скидкой, при оказании им первичной медико-санитарной помощи
осуществляется медицинским работником в случаях типичного течения заболевания
пациента исходя из тяжести и характера заболевания согласно утвержденным в
установленном порядке стандартам медицинской помощи, в том числе гражданам,
имеющим право на получение лекарственных препаратов бесплатно или получение
лекарственных препаратов со скидкой за счет средств бюджетов субъектов Российской
Федерации, в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при
амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского
назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, и Перечнем групп населения, при
амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей
с 50-процентной скидкой, утвержденными постановлением Правительства Российской
Федерации от 30 июля 1994 г. № 890. В Приложении N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 30
июля 1994 г. № 890 в виде таблицы представлены категории населения и категории
заболеваний, при которых гарантировано право на получение бесплатных лекарственных
средств. Так в Разделе «категории заболеваний» указаны «онкологические заболевания», а в
графе «Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения» — «все
лекарственные средства». Таким образом, обеспечение меня лекарственным препаратом Дазатиниб является
государственной гарантией, закрепленной законодательно. Вместе с тем, лицо,
страдающее онкологическим заболеванием, вправе получать социальную поддержку от
государства в виде предоставления бесплатных лекарственных препаратов, вне
зависимости от их наименования, стоимости и наличия в том или ином перечне. У меня имеются назначения препарата Брентуксимаб (Адцетрис) специалистами
ФГБНУ «Национальный исследовательский медицинский центр Российской академии
наук» г. Томска, консилиума кафедры гематологии, трансфузиологии и трансплантологии
ФПО Клиники «НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Р. М. Горбачевой» ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный
медицинский университет имени академика И. П. Павлова» Министерства
здравоохранения Российской Федерации. Однако, назначение препарата Брентуксимаб (Адцетрис) в медицинских
организациях Кемеровской области в соответствии с требованиями с п. 1, п. 5 статьи 37,
п. 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ» Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 19
декабря 2016 г. № 1403, приказа Минздрава России от 20. 12. 2012 № 1175н до настоящего
времени, несмотря на жизненные показания, проведено не было. Соответственно,
процедура назначения препарата не выполнена, что в свою очередь препятствует
назначению мне препарата Брентуксимаб (Адцетрис). Отсутствие решения врачебной комиссии препятствует бесплатному обеспечению
лекарственными препаратами и нарушает мои права на медицинскую помощь в
гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой
государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Обеспечение препаратом Брентуксимаб (Адцетрис) является государственной
гарантией, закрепленной законодательно и не принятие Департаментом охраны здоровья
населения Кемеровской области мер по обеспечению указанным лекарственным
препаратом не соответствует действующему законодательству, декларируемым
государством принципам и международным нормам и правилам, закрепляющих право
человека на жизнь, социальное обеспечение в силу болезни и инвалидности и должный
уровень социальной помощи и поддержки со стороны государства. Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области, являясь
исполнительным органом государственной власти Кемеровской области отраслевой
компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим полномочия в
сфере охраны здоровья населения, льготного обеспечения лекарственными препаратами
для медицинского применения и медицинскими изделиями населения на территории
Кемеровской области., в соответствии с полномочиями обязан обеспечить доступность
медицинской помощи и организовать бесплатное обеспечение меня лекарственным
препаратом Брентуксимаб (Адцетрис). Доводы со стороны Департамента охраны здоровья населения Кемеровской
области, изложенные в письменных ответах имеют своей целью фактическое уклонение
от исполнения возложенных на него государством задач и функций. Согласно п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30. 07.
1994
№ 890 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено
своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского
назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей
бесплатно, привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, средства
коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для развития
медицинской промышленности и улучшения лекарственного обеспечения населения. В соответствии с пунктом 21 статьи 2 Федерального закона от 21. 11. 2011 № 323-
ФЗ» Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», качество
медицинской помощи — совокупность характеристик, отражающих своевременность
оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики,
диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень
достижения запланированного результата. Действия ГБУЗ Новокузнецкий клинический онкологический диспансер и
Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области создают условия к
несвоевременному оказанию медицинской помощи, выраженному в необеспечении меня
жизненно важным лекарственным препаратом, что создает риск прогрессирования
заболевания и наступления тяжких последствий для моей жизни вплоть до летального
исхода вследствие промедления применения соответствующего лекарственного
препарата, препятствует подготовке к аллогенной трансплантации. Шестаков В. А.
« 6 » сентября 2017г.