Уважаемый Евгений Владимирович! 27 декабря 2018 года был принят Федеральный Закон № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Федеральный Закон № 498 постулирует принцип гуманности в отношении животных и распространяется, в том числе, на безнадзорных, ужесточает порядок надзора в данной сфере, а также закрепляет в качестве метода регулирования численности метод массовых стерилизаций, успешно применяемый рядом регионов. Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ № 498, деятельность по обращению с животными без владельцев включает в себя отлов, их содержание, в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию, возврат на прежние места их обитания.
Согласно пункту 5 статьи 5 ФЗ № 498, нарушение требований к содержанию животных рассматривается как жестокое обращение с ними. Согласно статье 17 ФЗ № 498, деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется, в том числе, в целях оказания помощи животным, находящимся в бедственном положении, а также возврата потерявшихся животных их владельцам. Таким образом, при объявлении муниципальных закупок на регулирование численности безнадзорных животных, должны быть соблюдены следующие требования: 1. В отношении всех подлежащих отлову животных должен быть предусмотрен весь комплекс мероприятий, а именно: отлов живыми и неповрежденными, транспортировка в пункт временного содержания или приют, осмотр каждого животного специалистом в области ветеринарии и подготовка заключения о его состоянии, учет, карантинирование, вакцинация, стерилизация (кастрация), собственно содержание, а также должна быть предусмотрена возможность возврата животных их законным собственникам или передача новым владельцам.
2. Закупки на отлов животных с целью их умерщвления, закупки на массовую эвтаназию животных, закупки, допускающие умерщвление невостребованных животных, а также закупки, предусматривающие содержание только части из отловленных животных должны быть исключены. Указанные закупки противоречат действующему федеральному законодательству, являются незаконными. При этом, бюджетные средства не могут расходоваться на закупки с признаками нарушения законодательства.
Вместе с тем, актуальная ситуация с осуществлением муниципальных закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Свердловской области вызывает обеспокоенность по причине ее неполного соответствия действующему законодательству, требует Вашего внимания. В связи с этим, просим Вас довести до сведения должностных лиц, в зоне ответственности которых находится организация проведения мероприятий по отлову безнадзорных животных, необходимость приведения закупочной документации в полное соответствие с действующим законодательством, а также обеспечения их прозрачности и эффективности. В настоящее время при объявлении закупок на регулирование численности безнадзорных животных в Свердловской области имеет место следующая ситуация:
Закупки на регулирование численности безнадзорных животных, объявляемые разными муниципальными заказчиками, являются разнородными, отличаясь между собой по степени подробности изложения Технического задания, а также по ключевому фактору: предусмотрен ли полный комплекс мероприятий для всех отловленных животных или же, он предусмотрен только для части их них. Необходимо отметить, что в большинстве объявляемых закупок для всех отловленных животных предусмотрен полный комплекс мероприятий по гуманному регулированию численности, включая отлов, транспортировку, содержание, вакцинацию, стерилизацию. Но наряду с этим объявляются и закупки, в которых заказчиком заранее указывается число животных, в отношении которых возможно проведение вакцинации, мечения, стерилизации, а также указывается число животных, в отношении которых будет проведена эвтаназия (таким образом, в данных закупках весь комплекс мероприятий по гуманному регулированию предусмотрен не для всего объема, а только для части животных). В таких сомнительных закупках число животных, подлежащих эвтаназии, составляет около половины от общего объема отлова.
Вызывает вопрос, каким образом заказчики сделали данную гипотезу и чем она обоснована. Важно отметить, что если бы у половины популяции безнадзорных животных имелись опасные заболевания, это бы давно привело к соответствующей эпидемии, поэтому, такая гипотеза заказчиков необоснованна. Закупки, содержащие указание на эвтаназию определённого числа животных, содержат признаки нарушения действующего законодательства, содержат признаки необъективности описания объекта закупки, а также будут создавать реальные препятствия добросовестному исполнению контракта на практике. Неясно, каковы должны быть действия подрядчика, если к нему в пункт временного содержания после отлова поступает животное, у которого отсутствует законное основание для эвтаназии, при этом, объем услуг по вакцинации, содержанию и стерилизации, предусмотренный контрактом, уже выбран (ранее отловленными животными).
Тогда подрядчик будет вынужден либо содержать и вакцинировать животное за своей счет, либо не проводить данные мероприятия (нарушая Законодательство), либо же усматривать основание для эвтаназии, которого по факту нет. Очевидно, что заказчику на этапе объявления закупки не может быть известно, у скольких животных по итогам осмотра или карантинирования будут меться основания для эвтаназии. Поэтому, указание на то, что определенное число из общего числа отловленных животных должно быть эвтанизировано, является необоснованным. Такое формирование заказчиком закупочной документации создает препятствия добросовестной конкуренции и качественной реализации мероприятий по регулированию численности в регионе.
Важно отметить, что регулирование численности популяции методом умерщвления всех или значительной части животных никогда не было предусмотрено федеральным законодательством. Просим Вас обратить внимание на то, что закупки, сутью которых является отлов животных с последующем содержанием только части из них и умерщвлением всех остальных, имеют высокие коррупционные риски, так как заказчик не может достоверно оценить факт и объем оказанных услуг, в связи с чем может иметь место завышение фактически оказанных объемов услуг. Необходимо отметить, что проблема переизбытка популяции безнадзорных животных является сложной и хронической, ее эффективное решение возможно только при соблюдении ряда условий, а именно: 1. Осуществление закупок, в состав услуг которых включен полный перечень мероприятий для всех отловленных животных, в том числе, осмотра, содержания, вакцинации и стерилизации для 100% отловленных животных (а не только для части из них, определенной на усмотрение заказчика).
Для оптимизации работы в будущем, видится целесообразным разработка типового Технического задания, с последующей рекомендацией его для применения всем муниципальным заказчикам при объявлении соответствующих закупок. Важно подчеркнуть, что такая практика распространена и успешно показала себя в ряде регионов – лидерах по решению проблемы переизбытка популяции. Важно отметить, что регионы, практикующие метод массовых стерилизаций, значительно продвинулись в решении данной проблемы. Самыми показательными примерами являются Нижегородская, Ленинградская, Ростовская, Калининградская области.
2. Исключение закупок, в Техническом задании которых осуществлена подмена данного метода на метод отлова с последующим умерщвлением заранее известного числа животных. 3. Системная работа по просвещению населения и пропаганде ответственного отношения к владельческим животным, профилактика отказа от животных, популяризация их стерилизации.
4. Регулярное проведение мониторинга численности популяции безнадзорных животных. 5. Оказание содействия со стороны властей региона волонтерам и некоммерческим организациям в деле создания приютов и центров стерилизации животных.
С глубоким уважением к Вам и готовностью к диалогу и сотрудничеству,
Директор Ассоциации организаций по гуманному отношению к животным «Благополучие животных» Лежнева Мария Алексеевна
www. Blagozoo. Ru